-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ula2585

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 15652


Ётические проблемы аборта,контрацепции и стерилизации.

ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 22:27 + в цитатник
÷итата сообщени€ vados2384 Ётические проблемы аборта,контрацепции и стерилизации.

      »скусственный аборт, контрацепци€ и стерилизаци€ - это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. ¬ XX веке оно приобретает массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений его нравственной оценки и юридического статуса. ÷ивилизованный мир - прежде всего государства ≈вропы, —Ўј, –осси€ - пытаетс€ освободитьс€ от традиции, в которой они существовали практически п€тнадцать веков. –ечь идет о традиции морально-религиозного осуждени€ и законодательного запрещени€ абортов. »звестно, например, что плодоизгнание каралось смертной казнью во всех европейских государствах на прот€жении нескольких столетий. «а последние сорок лет в результате длительных дискуссий и обсуждений произошла отмена законодательного запрета или его ослабление в той или иной степени в Ўвеции (1946), в јнглии (1967), во ‘ранции (1979), в —Ўј (1973), в »талии (1978), в »спании (1978), в Ќидерландах (1981), в Ќорвегии (1978). ¬ то же врем€ остаютс€ еще государства, которых не затронула легализаци€ абортов. Ёто страны с устойчивой католической культурой (например, ѕортугали€).
      — начала XX века и до сих пор вопрос о легализации абортов остаетс€ поводом дл€ дискуссий специалистов, демонстраций граждан, заседаний парламентов. ќстрота в обсуждении проблем аборта сохран€етс€, несмотр€ на то, что эта проблема "стара как мир". »сторически отношение врача к аборту €вл€етс€ одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохран€ющих свою актуальность и сегодн€. Ёто объ€сн€етс€ тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношени€ между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознани€. –ассмотрев проблему аборта на каждом из этих уровней, можно ответить на вопрос, почему она €вл€етс€ основной и принципиальной проблемой современной биомедицинской этики.

      Ётико-медицинский уровень проблемы аборта

      ¬опрос об отношении врачей, медицинских сообществ и ассоциаций к практике искусственного аборта имеет свою историю и свою логику. ¬ этой логике есть две противоположные позиции. ƒвижение от одной из них к другой и составл€ет историю вопроса об этико-медицинском отношении к плодоизгнанию.                                                                                    ѕерва€ позици€ выражена в  л€тве √иппократа. —реди многочисленных врачебных манипул€ций √иппократ специально выдел€ет плодоизгнание и обещает: "я не вручу никакой женщине абортивного пессари€".“ак, в V в. до н.э. √иппократ фиксирует позицию врачебного сослови€ о этической недопустимости участи€ врача в производстве искусственного выкидыша. Ёта позици€ тем более важна, что пр€мо идет вразрез с мнением великих моралистов и законодателей ƒревней √реции о естественной целесообразности аборта. »х взгл€ды обобщает и выражает јристотель, который писал в "ѕолитике": "≈сли же у состо€щих в супружеском сожитии должен родитьс€ ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша по€витс€ чувствительность и жизнь".
      ¬ качестве второй позиции могут быть рассмотрены документы јссоциации врачей –оссии, ¬ " л€тве российского врача" и в "Ётическом кодексе российского врача", прин€тых в но€бре 1994 г. на 4-й  онференции јссоциации, отношение к искусственному аборту никак не обозначено. ’от€ на этой конференции высказывалось предложение включить в эти документы вопрос об этическом отношении јссоциации к искусственному аборту, что особенно актуально дл€ нынешней кризисной демографической ситуации в –оссии, однако это предложение не было прин€то. “акой подход вы€вил разрыв не только с принципом √иппократа, но и с этическими традици€ми российского медицинского сообщества, существовавшими в –оссии до 1917 года.                                                                       — начала XX века на страницах русских медицинских журналов и газет весьма интенсивно разворачивалось обсуждение этико-медицинских проблем искусственного аборта. “ак, в 1900 г. доктор Ё. атунский писал: "” акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию над живым плодом". ¬ 1911 г. доктор “.Ўабад констатирует, что аборт - "это социальное зло". ¬ то же врем€ он практически один из первых ставит вопрос о "праве матери распор€жатьс€ функцией своего тела", особенно в случае угрозы ее жизни. ‘актически Ўабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пыта€сь найти аргументы против господствующего принципа, который, например, в католицизме был выражен так: "¬ечна€ жизнь ребенка дороже временной жизни матери". ѕри этом он ссылаетс€ на принцип иудейского врача и богослова ћаймонида: "не следует щадить нападающего", который он трактует как разрешение на убийство ребенка в утробе матери, совершаемое врачом дл€ спасени€ жизни матери. “акое действие не €вл€етс€ преступным и не должно быть наказуемо.
      ќсуждение уголовного наказани€ матери и врача было итогом работы XII ѕироговского съезда в 1913 году. “ем не менее на съезде и после него, в обсуждени€х его итогов, основна€ тенденци€ в российском врачебном мире - моральное непри€тие аборта - сохран€етс€.                                                                                                                                        “ак, например, д-р Ћ.Ћичкус, выступа€ на съезде, говорил: "ѕреступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества". –оссийские врачи с тревогой констатировали образование особого класса "профессионалов-плодоистребителей", нелицепри€тно называ€ их "выкидышных дел мастерами". ¬от точка зрени€ д-ра я.¬ыгодского (из стенограммы съезда): "ѕринципиальный взгл€д на выкидыш как на зло и убийство должен быть сохранен, производство выкидыша как професси€ дл€ врача недопустима". ѕроф. Ѕ.‘.¬ериго полагал, что "вс€кий же аборт, произведенный врачом за плату, должен быть наказуем, тогда как вс€кий аборт, произведенный врачом бескорыстно, не должен считатьс€ преступлением".ƒ-р ƒ.∆банков писал: "Ќеопровержима св€зь между культурой насто€щего времени и упадком ценности жизни, как своей, так и чужой: выкидыш и самоубийство - €влени€ одного пор€дка". » еще одно мнение: "Ќи один уважающий себ€ врач, правильно понимающий задачи медицины, не будет делать выкидыш по исключительному желанию женщины, а всегда будет руководствоватьс€ строгими медицинскими показани€ми. ћы, врачи, всегда будем чтить завет √иппократа, что задача медицины сохран€ть и удлин€ть человеческую жизнь, а не разрушать ее, хот€ бы и в зародышевом состо€нии".                                                                                                                                                                              XII ѕироговский съезд, признав неморальность искусственного выкидыша, тем не менее пришел к выводу, что государству необходимо отказатьс€ от принципа уголовной наказуемости плодоизгнани€. ¬ резолюции —ъезда от 2 июл€ 1913 года сказано: "1. ”головное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места. 2. “акже должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производ€щие искусственный выкидыш по просьбе и насто€нию. »сключение из этого положени€ должны составл€ть врачи, сделавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов".
      »тогом широкого обсуждени€ в печати морально-этических проблем аборта в начале века было различение и разведение вопросов об его этической недопустимости и уголовной наказуемости.

      »стори€ вопроса о юридическом статусе плодоизгнани€
 
       ак известно, в ƒревней √реции и ƒревнем –име плодоизгнание не считалось преступлением. Ќачина€ со II века н.э. христианство распростран€ет заповедь "не убий" и на наход€щийс€ во чреве матери зародыш. Ќормоформирующей установкой по этому вопросу становитс€ постановление  онстантинопольского —обора 692 года, в котором говоритс€: "–азницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образовани€".   каноническим относитс€ и суждение ¬асили€ ¬еликого (IV-V вв. н.э.): "”мышленно погубивша€ зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство". Ёти идеи проникают в светское законодательство европейских государств с начала средних веков. ¬ VII веке законодательство вестготов устанавливает в качестве наказани€ за изгнание плода смертную казнь. “акой подход €вл€етс€ типичным дл€ европейского законодательства —редних веков и Ќового времени. ¬ 1649 г. смертна€ казнь за плодоизгнание была введена в –оссии.
      ѕод вли€нием христианской морали и законов в XV, XVI, XVII веках аборт как медицинска€ операци€ практически исчезает из врачебной де€тельности. ѕоворотным становитс€ 1852 г. ѕосле упорной борьбы в ѕарижской медицинской академии, под давлением вопиющей статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова , вступает в число акушерских операций в случа€х анатомического сужени€ таза у беременных женщин. ¬след за этим медицинска€ наука начинает отстаивать и другие медицинские показани€ к искусственному аборту, и прежде всего в тех случа€х, где беременность угрожает жизни матери. —мертна€ казнь за плодоизгнание начинает вытесн€тьс€ из законодательств европейских государств, сохран€€ за собой при этом статус преступлени€ "против жизни, против семьи и общественной нравственности".                                                                                                                      ¬ первом русском уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминаетс€ среди видов смертоубийства. —огласно стать€м 1461,1462 ”ложени€ о наказани€х 1885 года искусственный аборт каралс€ четырьм€-п€тью годами каторжных работ, лишением всех прав состо€ни€, ссылкой в —ибирь на поселение. Ќовое ”головное ”ложение 1903 года см€гчает меры пресечени€. "ћать, виновна€ в умерщвлении своего плода, наказываетс€ заключением в исправительный дом на срок не свыше трех лет, врач - от полутора до шести лет".                                ѕодлинна€ революци€ в законодательстве относительно абортов происходит в –оссии после 1917 года. 18 но€бр€ 1920 года вступает в силу ѕостановление Ќаркомздрава и Ќаркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт: "ƒопускаетс€ бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечиваетс€ ей максимальна€ безвредность", –осси€ становитс€ первой страной мира (не счита€ ‘ранции периода революции 1791-1810 гг.), где происходит полное освобождение женщин и врачей от уголовной ответственности. «апрещение абортов в 1936 году сменилось их легализацией в 1955 г. Ћегализаци€ была продолжена и в «аконе –—‘—– о здравоохранении 1971 г. и в ќсновах законодательства –‘ об охране здоровь€ граждан 1993 г. ѕоследнее законодательство отличаетс€ четкой регламентацией медицинской процедуры: по желанию женщины аборт производитс€ до 12 недель беременности, по желанию женщины и социальным показани€м -до 22 недель, по желанию женщины и медицинским показани€м - независимо от срока беременности.
      ƒинамика юридических санкций - от смертной казни до полной легализации (не только в –оссии, но и в ≈вропе) - ставит вопрос о причинах таких кардинальных перемен, происход€щих в течение последних сто лет. ќтвет на этот вопрос предполагает выход на уровень социально-политических процессов.

      —оциально-политические аспекты проблемы аборта

      Ѕольшинство исследователей полагают, что основна€ причина юридической легализации искусственного выкидыша - это массовый "эпидемический" рост числа абортов, которые в неблагопри€тных услови€х "подполь€" калечили и уносили огромное число жизней. ” этой точки зрени€ есть свои основани€, но есть и недостатки. ≈е логика аналогична суждению: если патологи€ приобретает массовый характер, то она должна превратитьс€ в "норму".  роме того, эта точка зрени€ предполагает следующий вопрос: в чем причины самой этой массовости?
      ќтвеча€ на него, долгое врем€ полагали, что рост числа искусственных выкидышей стимулировали экономические основани€ - т€желые материальные услови€, нужда, бедность. Ќо эти аргументы не выдерживали критики уже в предреволюционной –оссии, когда статистика свидетельствовала о практически равном числе абортов среди обеспеченных слоев населени€ и в малообеспеченных семь€х.                                                                          ¬ начале XX века весьма вли€тельным был социально-политический подход к проблеме аборта. я.Ћиберман в 1914 году утверждал: "ƒайте женщине равное с мужчиной положение в обществе, повысьте уважение к ее личности, уничтожьте презрение к внебрачной матери и ее дет€м, создайте услови€, обеспечивающие существование всех рождающихс€ детей, признайте право на материнство и охран€йте его, воспитайте в подрастающих поколени€х чувство уважени€ к институту материнства, обеспечьте каждую мать на врем€ беременности и кормлени€ ребенка - и не будет никакой надобности в уголовной репрессии дл€ сохранени€ прироста населени€ и общественной нравственности... и наступит то блаженное врем€, когда врачам не придетс€ прибегать к нему (аборту - ».—.)... ибо к ним (за редким и малым исключением) дл€ этого и не будут обращатьс€".
      «а годы советской власти эти услови€ были практически созданы, по крайней мере на уровне официальной идеологии, что тоже значимо. “ем не менее в 1986 г. в ———– было произведено только официально зарегистрированных - 7 млн. 116 тыс. абортов, в 1988 г. - 7 млн. 265 тыс. ќтносительный показатель искусственных абортов в ———– был самым высоким в мире - на 1000 женщин 15-44 лет - 120 абортов (с учетом официально незарегистрированных абортов эта цифра еще более внушительна€).
       ак ни парадоксально, но услови€, которые, по мнению Ћибермана, должны были привести к ликвидации потребности в искусственных абортах, напротив, стали новым мощным основанием роста этой потребности. –авное с мужчинами положение женщины в обществе, включение ее в общественно-полезную трудовую де€тельность, заботы о карьере, т.е. социально-активный образ жизни, потребности современного общественного производства в женском труде - факторы, обеспечивающие посто€нный и гарантированно-высокий уровень числа абортов.
      Ќа фоне социально-политических факторов весьма условным выгл€дит психоэмоциональный мотив аборта - "стыд за грех", "страх позора", который скорее работает в государствах с устойчивой религиозной культурой, хот€ говорить о подлинно религиозных мотивах подобных поступков, естественно, неуместно. ћотивы психоэмоционального уровн€ наполн€ютс€ новым содержанием - бо€знь общественного мнени€, приспособление к социально-бытовым стандартам.
      ќдин из них - организационна€ структура здравоохранени€, предусматривающа€ существование специальных направлений, обеспечивающих производство абортов, разработку медицинских методик искусственного аборта, анестезиологическое обеспечение, подготовку специальных медицинских кадров. —овременна€ технологическа€ комфортность искусственного прерывани€ беременности, его общедоступность, бесплатность - благопри€тные услови€ не только производства, но и гаранти€ устойчивого воспроизводства практики абортов.
      ѕеречисленные факторы, взаимодополн€€ друг друга, не могли и не могут существовать в морально-мировоззренческом вакууме. ¬ насто€щее врем€ наиболее вли€тельной формой морально-мировоззренческого оправдани€ абортов €вл€етс€ либеральна€.

      Ћиберальный подход к проблеме аборта

      ≈сли законодательства государств ≈вропы и јмерики, запрещающие медицинскую практику абортов вплоть до 1-й половины XX века, были сформированы под вли€нием морально-религиозных установлении, то современные законодательства, легализирующие аборты, имеют своим основанием либеральную идеологию.
      Ћиберальное оправдание аборта базируетс€ на двух принципах. ѕервый - это право женщины распор€жатьс€ своим телом. ¬торой - отрицание личностного статуса плода.
      ѕервый принцип - "право женщины распор€жатьс€ своим телом" - завоевывал себе место в европейской культуре с трудом. ≈го первые рубежи - это так называемые медицинские показани€ к аборту, т.е. специфически медицинские случаи, например, анатомически узкий таз, или гидроцефали€ плода (вод€нка мозга), когда рождение ребенка ставит жизнь матери под угрозу. ѕостепенно происходило расширение медицинских показаний, к ним стали относить болезни сердца, почек, туберкулез, душевные болезни, наследственные заболевани€ и т.п.
      ¬ первой половине XIX века входит в оборот пон€тие "социальные показани€", которое вначале включало изнасилование, сношение путем обмана, чрезмерна€ нужда. ѕостепенно объем пон€ти€ расшир€етс€, и оно начинает включать "желание мужа", "неблагопри€тную семейную жизнь", "желаемое количество детей". ¬ итоге цивилизованный мир приходит к признанию права женщины быть совершенно автономной в прин€тии решени€ о прерывании беременности и не только в первой ее трети. Ќапример, в случа€х больших сроков беременности, согласно "»нструкции о пор€дке разрешени€ операции искусственного прерывани€ беременности по немедицинским показани€м" 1988 г. основани€ми немедицинского характера дл€ прерывани€ беременности по желанию женщины €вл€ютс€ -"смерть мужа во врем€ беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишени€ свободы, лишени€ прав материнства, многодетность (число детей свыше п€ти), развод во врем€ беременности, инвалидность у ребенка. ≈сли у женщины есть основани€, не предусмотренные насто€щей инструкцией, то вопрос о прерывании беременности решаетс€ комиссией (медицинского учреждени€ - ».—.) в индивидуальном пор€дке". » если, как правило, такие операции достаточно дороги (весной 1994 г. - 400 тыс. руб. - 2,5 средней мес€чной зарплаты), то в ћоскве, например, существуют такие медицинские организации, которые осуществл€ют аборты только с большим сроком беременности и совершенно бесплатно. Ёто медицинские научно-исследовательские учреждени€, использующие эмбриональный материал поздних сроков беременности (18-22 недели) дл€ фетальной терапии.
      — 1996 года в –оссии согласно распор€жению премьера ¬иктора „ерномырдина действует расширенный перечень социальных показаний дл€ искусственного прерывани€ беременности сроком до 22 недель. 22 недели - это срок реальной выживаемости и жизнеспособности родившихс€ в этом возрасте детей. Ћишать детей этой жизнеспособности могут женщины, признанные безработными или имеющие безработного мужа, женщины, не имеющие жиль€, проживающие в общежитии или на частной квартире и т.п. Ћиберальность подобного распор€жени€ может быть сравнима только с либеральностью ѕостановлени€ Ќаркомздрава и Ќаркомюста 18 но€бр€ 1920 года, согласно которому –осси€ стала первой страной мира, полностью легализовавшей искусственный аборт.                                                                                                                                                                             Ћиберальна€ легализаци€ аборта окончательно развела юридическое и моральное измерение проблемы. Ёто разведение раздел€ет и религиозно-философска€, т.е. консервативна€, в нашей терминологии, позици€. Ќапример, ≈.Ќ.“рубецкой в своей докторской диссертации "–елигиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке" прослеживает организующую роль исторического христианства в политической жизни современных культурных народов и приходит к выводу, что смешение "пор€дка благодатного с пор€дком правовым" обрекает "пор€док благодатный" на утрату своей силы .                                                                                                                    ƒанна€ Ѕогом сущностна€, внутренн€€ свобода человека вр€д ли может быть безусловно и окончательно ограничена какими бы то ни было внешними, в данном случае властными, факторами, в том числе и государственным законодательством. Ќеуспех правового запрещени€ и ограничени€ этой свободы (в случае прерывани€ беременности) даже под страхом суровых наказаний - лишь еще одно тому доказательство. ≈динственно, кто может ограничить свою сущностную свободу - это сам человек. ќдно из толкований греха св€зано с пониманием греха "не как непослушани€, а как утерю свободы". ∆енщина, делающа€ аборт, тер€ет свою свободу, - утрачивает дар быть матерью. » какие бы "показани€" ни сопровождали данную потерю, это в христианской традиции про€вление социального и нравственного зла.
      Ќе раздел€€ идей традиционной морали, либеральное сознание выстраивает свою аргументацию "моральности аборта". »сходным в этой аргументации €вл€етс€ принцип: "право женщины на аборт". јнализ этого суждени€ вы€вл€ет, что оно имело свой смысл скорее в услови€х борьбы либерализма с консервативным законодательством, преследующим производство абортов, нежели в услови€х господства либерального законодательства, разрешающего производство абортов. ¬ этой ситуации принцип "права женщины на аборт" как "ценность" борьбы тер€ет свой позитивный смысл. ѕоэтому в арсенале либеральной идеологии по€вл€етс€ принцип "право женщины на собственное тело", или "право женщины распор€жатьс€ функцией своего тела." Ќо без конкретного медицинского содержани€ использование этого суждени€ вр€д ли целесообразно.»звестно, что метафизическим основанием либерального сознани€ €вл€етс€ натуралистическо-материалистическа€ антропологи€. —огласно последней, человек - это "психоматериальна€ телесность", "осознающа€ сама себ€ матери€", и даже "тело и только тело" (‘.Ќицше). — другой стороны, сторонники абортов утверждают, что зародыш человеческого существа фактически ничего из себ€ не представл€ет, кроме "сгустка тканей" или "кровавой массы". ¬ свете сказанного суждение "право женщины на аборт" превращаетс€ в суждение "право тела на собственное тело" или "право тела распор€жатьс€ функцией своего тела". ћожет ли такое суждение выполн€ть роль регулирующей нормы или ценности?
      "ќтрицание личностного статуса плода" - второй основополагающий принцип защитников абортов. ƒействительно, если исходить из понимани€ морали как системы идей, регулирующей отношени€ между людьми, то необходимо, по крайней мере формально, наличие двух субъектов этого отношени€ - "человек - человек". ≈сли при этом допустить, что плод - это не человек, то, в силу отсутстви€ второго субъекта морального отношени€, аборт - это вообще не моральна€ проблема. ѕрин€тие решени€ об аборте - это результат вычислени€ тех или иных интересов, баланса жизненных обсто€тельств, но ни в коем случае не моральный поступок. Ќо можно ли допустить, что плод - это только "сгусток тканей", а не человек?

      ѕроблема статуса эмбриона

      „еловеческое существо, развива€сь, проходит р€д стадий - от оплодотворенной клетки до личности. ¬ какой момент на этих стади€х начинаетс€ жизнь? ћожно ли поставить знак равенства между пон€ти€ми - "человек", "эмбрион", "плод", "ооцит", "зародыш"? ¬ какой момент человеческое существо становитс€ моральным субъектом?  онкретные ответы, которые давали культура и наука, мен€лись от эпохи к эпохе.
      —огласно древней восточной традиции возраст человека отсчитываетс€ с момента зачати€. ¬ древней западной цивилизации было распространено мнение, что жизнь начинаетс€ с рождени€. ƒолгое врем€ врачи св€зывали начало жизни плода с первым "шевелением". ¬ католической церкви со времен позднего средневековь€, благодар€ разработкам ‘омы јквинского, работала аристотелевска€ концепци€ "одушевлени€" (на 40-й день после зачати€ у мужчин и на 80-й - у женщин).
      ≈стественнонаучна€, или физиологическа€, позици€ относительно "начала" человеческой жизни отличаетс€ от религиозной (метафизиологической) принципиальным отсутствием единого решени€ даже в пространстве и времени современной культуры. –азличные физиологические подходы могут быть объединены лишь по формальному признаку - ответ на вопрос: " огда начинаетс€ человеческа€ жизнь?" всегда предполагает сведение "начала" жизни к "началу" функционировани€ той или иной физиологической системы - сердцебиени€, легочной или мозговой де€тельности.Ќапример, в начале XX века биологи€ св€зывала "жизнь" с 4-мес€чным плодом, т.к. "эмбрион до шести недель - простейша€ ткань, до двух с половиной мес€цев - млекопитающее существо низшего пор€дка, и именно с четырех мес€цев - фиксируетс€ по€вление мозговой ткани плода, что говорит о возникновении рефлексивно-воспринимающего существа". ¬ конце XX века у 6-недельного плода регистрируетс€ электрофизиологическа€ активность ствола мозга. ѕримечательно, что исчезновение этих мозговых импульсов у человека €вл€етс€ современным юридическим основанием констатации его смерти. ≈сли перенести современный критерий смерти человека - "смерть мозга" - на уровень проблемы определени€ критери€ начала жизни, то, сохран€€ логику, именно эти 6 недель - начало активности ствола мозга - необходимо прин€ть как врем€ начала жизни. Ќо полнота мозговой де€тельности св€зана с сознанием и речью. Ќельз€ не напомнить, что сознание и €зык, как признаки личности, по€вл€ютс€ лишь на 2-м году жизни ребенка. Ќо признание этой цифры за начало человеческой жизни абсурдно и, следовательно, вообще подвергает сомнению вариант, св€занный с "мозговым" критерием.
      ≈ще один выдел€емый физиологический рубеж возникновени€ человеческой жизни - первое сердцебиение (4 недели). ¬ то же врем€ принципиальным дл€ многих €вл€етс€ формирование легочной системы (20 недель), что свидетельствует о возникшей "жизнеспособности" плода. ѕод жизнеспособностью понимаетс€ его способность выжить вне организма матери.
      ¬ последнее врем€ физиологические рубежи все более выход€т на клеточный уровень. —овременна€ микрогенетика располагает двум€ подходами. —огласно первому, собственно индивидуум - неповторима€ и неделима€ целостность - образуетс€ в течение 2-й недели после зачати€ в результате полной утраты у родительских клеток способности самосто€тельного существовани€. ƒруга€ позици€, распространенна€ среди микрогенетиков, св€зывает "начало" человеческой жизни с моментом оплодотворени€ €йцеклетки как моментом обретени€ полного и индивидуального набора генов будущего биологического организма. "— точки зрени€ современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинаетс€ с момента сли€ни€ €дер мужской и женской половых клеток и образовани€ единого €дра, содержащего неповторимый генетический материал.                                                                                                                                               Ќа всем прот€жении внутриутробного развити€ новый человеческий организм не может считатьс€ частью тела матери. ≈го нельз€ уподобить органу или части органа материнского организма. ѕоэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности €вл€етс€ намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума".
      Ётическое знание предлагает свои ответы на вопросы о том, когда и при каких услови€х человеческое существо становитс€ моральным субъектом, т.е. носителем собственно моральных прав, и прежде всего права не быть умерщвленным.   сожалению, говорить о единодушии этических подходов так же не приходитс€. —огласно одному из них, вопрос о начале жизни человеческого существа может быть решен при условии определени€ критери€ морального статуса человеческого плода. –ациональность, способность к рефлексии, к поступку, к заключению договора и другие подобные критерии морального субъекта, личности отпадают, так как речь все же идет о плоде в утробе матери. »з многочисленных исследований этой проблемы можно выделить еще четыре свойства, которые, по общему мнению, в состо€нии выполнить функции критери€. Ёто - внутренн€€ ценность, жизненность, рациональность, реакци€ на раздражители. ¬ результате критического анализа каждого из них, Ћ.¬.  оновалова приходит к выводу, что в ходе применени€ их к ситуации морального выбора при аборте приемлемым оказываетс€ "единственный критерий - критерий реакции на раздражители, понимаемый в узком смысле как способность ощущать удовольствие и боль, при€тное и непри€тное". Ётот критерий выбираетс€ как основание "возможности установить существенное с моральной точки зрени€ различие между ранним и поздним прерыванием беременности... Ёто второй триместр беременности (3-6 мес€цев)", —овпадение такого подхода с житейскими представлени€ми, с юридической практикой делает раннее прерывание беременности морально допустимым.
      “ем не менее, с нашей точки зрени€, такой подход вр€д ли может быть оценен как безупречный. ћоральный статус человеческого существа не определ€етс€ набором физиологических реакций и свойств. “акое "определение" сродни уже известному: процедуре сведени€ морального, этического к биологическому с благой, но не вполне корректной целью объ€снени€ моральных ценностей и норм. ≈сли мы говорим о моральном статусе плода, пыта€сь ответить на вопрос о моральности аборта, то лучше всего делать это, наход€сь в границах самого морального сознани€, а не физиологических процедур. ѕри этих услови€х плод приобретает моральный статус, соучаству€ в моральных взаимоотношени€х.  ритерием морального статуса плода €вл€етс€ его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда плод, эмбрион, зародыш, "сгусток ткани" - становитс€ объектом моральной рефлексии и дл€ матери, в тот или иной критический момент выбора, и дл€ человеческой культуры, котора€ самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, про€вл€€ при этом моральные качества человеческого рода в целом, такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие.
      ¬р€д ли целесообразно отрицать эти ценности, которые €вл€ютс€ традиционным содержанием морально-этического "должного", несмотр€ на реальность различных житейских обсто€тельств, разных практических интересов и все ситуативное многообразие "сущего". ћорально-этическое решение проблемы начала человеческой жизни (в его нередукционистской форме) €вл€етс€ разумным и непротиворечивым дополнением как к религиозной позиции, так и к естественнонаучной, представленной исследовани€ми современной микрогенетики, и выполн€ет одну из своих традиционных функций жизнезащиты.

       онсервативный подход к проблеме аборта


      ¬ –оссии сосуществуют самые различные ценностно-мировоззренческие ориентации, среди них выдел€ютс€ - либеральна€ и консервативна€,  ажда€ из этих позиций имеет свои основани€, свою традицию.  онсервативна€ - основываетс€ на моральных ценност€х религиозной культуры. –ассмотрим особенности консервативного подхода к проблеме аборта на примере православи€.
       ак известно, в Ѕиблии мало изречений, пр€мо относ€щихс€ к обсуждаемой проблеме.   ним относ€тс€ слова »ова, который, говор€ о своей жизни , начинает с "ночи, в которую сказано:, зачалс€ человек!" (»ов 3, 3). ј в " ниге ƒоговора" устанавливаетс€, что человек, толкнувший беременную женщину, что стало причиной выкидыша, об€зан заплатить штраф (»сх. 21,22). ’ристианское "нет" абортам однозначно и основательно. ѕравославное богословие полагает, что при решении сложных нравственных вопросов "на первое место чаще всего выдвигаетс€ сама€ жизнь основател€ христианства, как воплотивша€ в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению". ¬ этом плане Ѕлаговещение јрхангела √авриила ћарии: "–адуйс€, Ѕлагодатна€! √осподь с “обою; благословенна “ы между женами", представл€ет собой символическую форму христианского понимани€ начала человеческой жизни.         Ётот принцип ставит под сомнение "право женщины на собственное тело", допускающее, что плод есть лишь часть материнской ткани. "Ёто не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ей материнским заботам дл€ кормлени€".
        каноническим относитс€ суждение ¬асили€ ¬еликого (IV-V вв. н.э.): "”мышленно погубивша€ зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство" ќднако оценка аборта как нарушени€ ветхозаветной заповеди "не убий" - одно из оснований его христианского осуждени€.   мысли об еще одном основании приводит св. »оанн «латоуст. ќн пишет, что плодоизгнание "нечто хуже убийства... так как здесь не умерщвл€етс€ рожденное, но самому рождению полагаетс€ преп€тствие" .
      „то может быть "хуже убийства"? ќчевидно то, что приводит к убийству, что €вл€етс€ его основанием. Ёто - нарушение "первой и наибольшей заповеди" - заповеди Ћюбви. ћаксим »споведник различает п€ть видов любви: "ради Ѕога", любовь "по причине естества, как родители люб€т чад", "ради тщеслави€", "из-за сребролюби€", "вследствие сластолюби€". »з этих видов любви на второе место ћаксим »споведник помещает любовь "по причине естества". јборт - это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески-глубинной сути - через убийство матерью своего дит€ти. ƒаже животный мир, к сравнению с которым так часто прибегает натурализм, не знает аналогов подобного действа, свидетельству€ о его противоестественности.                                                                      јборт - это "преп€тствие рождению". Ќо рождение - это "выход из материнской утробы", котора€ в христианской семантике €вл€етс€ не просто анатомическим термином. —мысл этого слова в христианской традиции, как полагает —.јверинцев, чрезвычайно широк и значим: это и "милосердие", и "милость", и "жалость", и "сострадание", и "всепрощающа€ любовь". —.јверинцев считает, что символика "чревной" и "теплой" материнской любви особенно характерна дл€ грекослав€нского ѕравослави€, в отличие от смыслов этого пон€ти€ в античности, и сохран€етс€ "в образе девственного материнства Ѕогородицы" до сих пор.                                                                                                     ќсобое почитание Ѕогородицы в ѕравославии про€вл€ет себ€ в величани€х церковных песнопений, в наименовани€х €вленных икон Ѕожией ћатери. ѕ.‘лоренский дает одно из самых полных их перечислений: "»стинна€ ∆ивотодательница", "Ќеча€нна€ радость", "”миление", "ќтрада или ”тешение", "—ладкое Ћобзание", "–адость всех радостей", "”толи мои печали", "¬сех скорб€щих радость", "¬ скорб€х и печал€х утешение", "«аступница усердна€", "¬зыскание погибших", "”м€гчение злых сердец", "»збавление от бед страждущих", ћилостива€ ÷елительница", "ѕутеводительница", "»стинный живоносный »сточник".
       аждое название иконы Ѕогоматери - это буква в алфавите православной нравственности, первой заповедью которой €вл€етс€ "заповедь любви". ѕрин€тие и допущение аборта как естественной практики культуры, без определенных морально-нравственных ограничений и разъ€снений - это симптом морального кризиса культуры.
      ¬рач, как принципиальный со-участник жизни человека с момента его рождени€ до смерти, сегодн€ имеет возможность свободно обсуждать фундаментальные проблемы человеческой жизни. ќпределить отношение к ним ему поможет и моральна€ традици€ отечественного врачевани€, и принципы ¬семирной ћедицинской јссоциации, котора€ в 1983 году принимает специальную декларацию о медицинских абортах:                                                                    "1. ќсновополагающий моральный принцип врача - уважение к человеческой жизни с момента ее зачати€.
      2. ќбсто€тельства, противополагающие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегос€ ребенка, став€т врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.
      3. Ќеоднозначность выбора определ€етс€ разными религиозными и нравственными позици€ми, причем любое из решений требует уважени€.
      4. ќпределение отношени€ к этому вопросу и правил его решени€ в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отсто€ть собственные права в обществе.
      5. ¬ тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.
      6. ≈сли личные убеждени€ не позвол€ют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.
      7. »сполнение положений насто€щей ƒекларации √енеральной јссамблеи ¬семирной ћедицинской јссоциации не €вл€етс€ об€зательным дл€ тех ассоциаций-членов, которые не присоедин€тс€ к ней".

       онтрацепци€ и стерилизаци€

      Ќар€ду с искусственным абортом, формами медицинского вмешательства в генеративную функцию человека €вл€ютс€ контрацепци€ и стерилизаци€. ¬ насто€щее врем€ женщина обладает равным правом как на аборт, так и на контрацепцию и стерилизацию. ќднако эти формы медицинского вмешательства не равнозначны.  онтрацепци€ и стерилизаци€ - это эффективные формы предупреждени€ искусственных абортов, включа€ и нелегальные. «арубежна€ статистика свидетельствует, что широкое применение контрацепции снижает количество абортов. ¬ Ѕолгарии, ¬енгрии, „ехии, √ермании, где охват современными видами контрацепции составл€ет 50-60%, количество абортов стало в 2-3 раза меньше родившихс€.                                                                                                    ќднако моральное различие между предупреждением зачати€ и искусственным абортом принималось и существовало не всегда. ќриентиру€сь на ветхозаветный императив "ѕлодитесь и размножайтесь", многие христианские ученые отрицали любое искусственное ограничение деторождени€. ¬ качестве единственной альтернативы допускалось воздержание в браке. Ёти принципы долгое врем€ формировали нравственную культуру врачей. ¬ 1912 году доктор Ћ.ќкинчиц писал: "√лавным преп€тствием к научной разработке способов, предупреждающих зачатие, €вл€етс€ осуждение их врачами с этической точки зрени€". ¬ начале века попытки многих врачей усмотреть и убедить общественное мнение, что "предохран€ющие средства есть мера лечебна€", успеха не имели.
      —итуаци€ мен€етс€ к концу века. ¬ 1991 году на XIII международном конгрессе акушеров-гинекологов проф. ѕинотти была предложена нова€ концепци€ здоровь€ и благососто€ни€ женщины, где нар€ду с традиционными формами принципиальное место занимает медицинска€ помощь по контрацепции.

      ћедицинские аспекты контрацепции и стерилизации

      —уществующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы.   первой, традиционной, группе относ€т ритмический метод, который известен в литературе как календарный, температурный метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием.  о второй группе современных методов относ€тс€: гормональна€ или оральна€ контрацепци€, внутриматочные средства (¬ћ—).
      50-60 годы XX века - период испытаний и внедрени€ в клиническую практику оральных контрацептивов. јмериканские ученые Y.Pincus и J.Rock выдел€ют р€д препаратов, подавл€ющих овул€цию. ¬ 60-х годах, благодар€ применению гибкой пластмассы была реализована иде€ немецкого гинеколога R.Ricker, который еще в 1909 г. предлагал использовать введение в полость матки шелковые нити, скрученные в кольцо, 60-е годы - врем€ создани€ и внедрени€ полиэтиленовых внутриматочных спиралей типа петли Lippes. »нтересно, что несмотр€ на то, что ¬ћ— широко примен€ютс€ уже дес€тки лет, механизм их действи€ остаетс€ загадкой.                                       ќтличие современных контрацептивных средств - уровень их патологического воздействи€ на организм. ».ћануилова, на основании многолетних исследований, приходит к выводу: "Ёффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции". —тепень же эффективности современных средств возрастает по сравнению с традиционными методами в 10-20 раз (оральна€ контрацепци€) и в 3-7 раз (¬ћ—),
      ѕредельно эффективным методом контрацепции €вл€етс€ стерилизаци€ - "перев€зка" или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. ќднако возможна и сегодн€ получает распространение не только женска€, но и мужска€ стерилизаци€ (вазэктоми€). ¬ насто€щее врем€ используетс€ два вида стерилизации: один из них - с восстановлением генеративной функции ("зажимы ‘ильше"), и второй - так называема€ необратима€ стерилизаци€. ќба вида стерилизации активно пропагандируютс€, например в —Ўј. ¬ журнале "ƒемографические отчеты" (июнь, 1996 г.), издаваемым ”ниверситетом имени ƒжонса √опкинса (—Ўј) и субсидированным ‘ондом ќќЌ по народонаселению, подробно описываетс€ применение местной анестезии при стерилизации, а также сама хирургическа€ операци€, изложены существующие методики лигировани€ маточных труб, описываютс€ формы, с помощью которых можно подготовить специалистов по выполнению этой процедуры, которую журнал называет "методом номер один". Ќо возникает вопрос: методом чего? ќтвет очевиден: "методом номер один" не только медицинских нововведений, но и демографической политики ‘онда по народонаселеню по отношению р€да стран, в том числе и к –оссии. ƒействительно, относительна€ простота этого метода (например, при нехирургической стерилизации), необратимый характер полного подавлени€ репродуктивной способности может служить средством не только планировани€ семьи, но и управлению и контролю за демографическими процессами с заранее заданными и весьма разнообразными цел€ми.

      ƒемографическа€ политика и контрацепци€

      ¬озможность регулировани€ демографических процессов на уровне государственного контрол€ за рождаемостью была известна уже греческой цивилизации. јристотель в "ѕолитике" рекомендовал: "ѕожалуй... должно поставить предел скорее дл€ деторождени€, нежели дл€ собственности, так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Ёто число можно было бы определить, счита€сь со вс€кого рода случайност€ми, например с тем, что некоторые браки окажутс€ бездетными. ≈сли же оставить этот вопрос без внимани€, что и бывает в большей части государств, то это неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность - источник возмущений и преступлений". ¬ IV-III вв. до н.э. вопрос о перенаселении, как сообщает ѕолибий, решаетс€ в ƒревней √реции ограничением рождени€ одного-двух детей в семье.  огда-то, по крайней мере дл€ јристотел€, наиболее гуманным средством строгого и об€зательного соблюдени€ этого установившегос€ обыча€, в сравнении с убийством и заброшенностью новорожденных, был аборт. ƒл€ современной цивилизации, по крайней мере на уровне положений ќќЌ, характерна позици€, что аборт нельз€ рассматривать как метод регул€ции рождаемости. Ётим методом становитс€ контрацепци€ и стерилизаци€ - на уровне медицинской практики, и принципы "планировани€ семьи" и "правильного репродуктивного поведени€" на уровне идеологии.
      ¬ XIX веке идеологической формой оправдани€ предупреждени€ беременности было мальтузианство, которое все беды и несчасть€ человечества св€зывало с "абсолютным избытком людей". јнглийский врач ƒж.ƒрисдэм в середине XIX века один из первых использовал эти идеи дл€ оправдани€ медицинских способов предупреждени€ зачати€ и пропаганды противозачаточных мер. — этого времени контрацепци€ рассматриваетс€ как одно из средств регул€ции рождаемости и непосредственно св€зываетс€ с проблемами демографии в мире и регионах.
      ¬ насто€щее врем€ в более чем 60 странах службы охраны материнства и детства работают вместе со службами планировани€ семьи на государственном уровне.  итай, например, где существует ћинистерство планировани€ семьи, может рассматриватьс€ как образец государственной политики в области планировани€ семьи.                       ¬ 1952 году была создана ћеждународна€ федераци€ планировани€ семьи (ћ‘ѕ—). ћ‘ѕ— "ставит перед собой следующую глобальную цель. ¬ насто€щий момент всего лишь треть лиц репродуктивного возраста имеют доступ к планированию семьи.   2000 году население «емли вырастет до 6 млрд. человек, из которых 950 млн. будут супружеские пары, способные к деторождению. ћ‘ѕ— берет на себ€ об€зательство, работа€ с правительствами, учреждени€ми ќќЌ и другими неправительственными организаци€ми, добитьс€ к 2000 году того, чтобы не менее 450 млн. супружеских пар во всем мире планировали свою семью". ћ‘ѕ— работает в шести географических регионах: јфриканский регион, регион »ндийского океана, арабский регион, ¬осточна€ и ёго-«ападна€ јзи€ и ќкеани€, «ападное полушарие, ≈вропа. ѕри этом выдел€ютс€ финансовые и моральные ресурсы тем странам, которые больше всего в них нуждаютс€. "Ќужда" определ€етс€ прежде всего демографическими показател€ми: "уровнем рождаемости, материнской смертностью, детской смертностью и распространенностью контрацептивов".     –еализаци€ "глобальной цели" предполагает решение следующих основных задач, среди которых:
      "1. ѕропаганда концепции планировани€ семьи и обеспечение услуг в этой области как можно в большем масштабе, с тем, чтобы все желающие могли добровольно, на основе полученной информации, выбрать и примен€ть подход€щий им метод планировани€ семьи.
      2. ”важение права личности и супругов на свободный выбор метода планировани€ семьи в интересах их собственного здоровь€ и здоровь€ детей.
      3. ћ‘ѕ— твердо возражает против применени€ любых форм принуждени€ (пр€мого или косвенного) в выборе применени€ методов планировани€ семьи.
      4. ћ‘ѕ— не рассматривает аборт в качестве метода планировани€ семьи; контрацепци€ есть единственный метод против нежелательной беременности.
      5. —облюдение культурных традиций при проведении политики планировани€ семьи обеспечиваетс€ путем изучени€ местных особенностей добровольцами из числа населени€, которые затем разрабатывают и осуществл€ют программы и составл€ют основу национальных ассоциаций.
      6. ћ‘ѕ— оказывает поддержку программам ассоциаций - членов, работающих параллельно или совместно с правительствами своих стран".
      ѕоследний, шестой, пункт весьма существенен в комплексе морально-этических проблем регул€ции репродуктивной функции человека. —уществование международных организаций "ћеждународное общество по совершенствованию контрацепции", "ћеждународна€ федераци€ планировани€ семьи", работающа€ с правительствами на уровне ассоциаций в 134 странах мира (в том числе и в –оссии), ставит вопрос: кто же €вл€етс€ основным субъектом регул€ции рождаемости в услови€х государственной демографической политики - женщина, семь€ или государство и международные организации? Ётична ли и в каких случа€х регул€ци€ детородной функции в масштабах социально-государственного управлени€, какого-либо социально-политического или международного контрол€?
      ќчевидно, совсем, не случайным условием членства в ћ‘ѕ— - ≈вропа €вл€етс€ принцип  онституции –егионального —овета: "неучастие ассоциации или лица, ее представл€ющего, в дискриминационной политике в отношении расы, вероисповедани€, цвета кожи, политических убеждений или пола".  онтрацептивные методы контрол€ за рождаемостью, особенно стерилизаци€, в руках политиков, раздел€ющих дискриминационные принципы любого рода, могут обернутьс€ непредсказуемыми последстви€ми дл€ человеческой попул€ции, перед которыми померкнут все известные в истории человечества "демографические взрывы".

       онсервативные прогнозы и оценки
      Ќ.Ћосский в работе "Ѕог и мировое зло" писал: "ѕоскольку зло в человеческой жизни обусловлено глубочайшими свойствами человеческой личности, оно не может быть устранено никакими изменени€ми общественного стро€ (в нашем случае - достижени€ми научно-технического и социального прогресса - ».—.). »з этого, однако, совсем не вытекает, будто не следует боротьс€ за социальную справедливость... Ќужно только помнить, что идеал абсолютного добра в земных услови€х недостижим и новые формы общественной жизни, которые удастс€ выработать будущим поколени€м, внесут лишь частичные улучшени€ некоторых сторон существовани€, и, может быть, вместе с тем пород€т какие-нибудь новые про€влени€ зла". Ёти тенденции не заставили себ€ долго ждать.
      ќдну из них фиксирует Ё.ƒюркгейм в своем фундаментальном социологическом исследовании природы и причин роста числа самоубийств в современной культуре: "»так, факты не подтверждают обыденного мнени€, что самоубийства вызываютс€ главным образом т€готами жизни; наоборот, число их уменьшаетс€ по мере того, как существование становитс€ т€желее. ¬от неожиданное последствие мальтузианизма, которого автор его, конечно не предполагал. огда ћальтус рекомендовал воздержание от деторождени€, то он думал, что по крайней мере в известных случа€х это ограничение необходимо ради общего блага. ¬ действительности оказываетс€, что воздержание это €вл€етс€ настолько сильным злом, что убивает в человеке самое желание жить. Ѕольшие семьи вовсе не роскошь, без которой можно обойтись и которую может себе позволить только богатый; это насущный хлеб; это насущный хлеб, без которого нельз€ жить".
      ¬тора€ тенденци€ €вилась в виде "сексуальной революции", котора€ европейска€ цивилизаци€ переживает с середины XX века. ’.’ефнер, основатель "ѕлейбо€", анализиру€ причины сексуальной революции XX века, говорит о трех основных факторах: по€влении контрацептивов, антибиотиков и свободных денег. Ќельз€ не добавить к этим факторам и принципиальные изменени€ в морально-этическом сознании, свой вклад в которые внесли психоаналитическа€ медицина и психологи€. ќн заключалс€ в принципиальном разграничении собственно сексуальности (как про€влении либидо) и функции продолжени€ рода.  онтрацепци€ как средство подавлени€ этой функции становитс€ символом освобожденной сексуальности.                                                                            Ќеудивительно, что "между православными учеными существует всеобщее согласие по следующим двум пунктам: 1) поскольку одной из целей супружества €вл€етс€ рождение ребенка, чета поступает аморально, посто€нно прибега€ к методам контрацепции во избежание этого, если на то нет см€гчающих обсто€тельств; 2) контрацепци€ аморальна и тогда, когда способствует блуду и прелюбоде€нию.
      ” этой категоричности есть свои основани€. ѕравославные авторы раскрывают, что за безоговорочным использованием и массовым распространением контрацепции стоит нравственное выхолащивание и обесценивание человека. ¬от суждение Ћ. арсавина (1882-1952 гг.): "¬с€кие ограничени€ полового акта (в частности меры против деторождени€), замен€€ сли€ние (тел - ».—) склеиванием, ведут к дурному разложению личности или о нем свидетельствуют... »бо по существу своему и в идеале половой акт - наиболее духовный из актов человека, потому именно и подверженный опасности наибольшего оплот€нени€... «десь человек наиболее причастен Ѕожьему “ворческому акту, погружа€сь в бездну небыти€, из коей подъемлетс€ новый человек: здесь возникает новое пространство и новое врем€ рождающегос€, преобразу€ весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближаетс€ к духовности, станов€сь способным на любовь и жертву".                    ¬л.—оловьев, в своей работе "—мысл любви" различа€ половую любовь и размножение рода, не св€зывает их однозначно. —ама полова€ любовь понимаетс€ им как элемент, про€вление и свидетельство существовани€ определенного метапор€дка, некой системы, задающей собственно сущность и смысл существовани€ половой любви. ¬ своем истолковании половой любви и духовности ¬л.—оловьев посто€нно спорит с вульгарным пониманием христианства: "Ћожна€ духовность есть отрицание плоти, истинна€ духовность есть ее перерождение, спасение, возрождение". Ќ.Ѕерд€ев критиковал обыденно-религиозное понимание "проблемы пола в зависимости от вульгарного дуализма духа и плоти", оно "св€зало ее (проблему пола - ».—.) греховностью плоти, и это была не только моральна€, но и метафизическа€ ошибка. ¬едь плоть столь же метафизична и трансцендентна, как и дух, и плотска€ любовь имеет трансцендентно-метафизические корни".»менно эти основани€, с точки зрени€ ¬.Ќ.Ћосского, превращают плотскую любовь в "противо€дие смертности".      ѕонимание половой любви как одной из форм возможного духовного совершенствовани€ мужа и жены в любви и единстве допускает "применение контрацептивов с целью отсрочки рождени€ детей и ограничени€ их числа, дабы предоставить большую свободу чете дл€ про€влени€ их взаимной любви".                                                                                                                                             ¬ силу противоположной направленности ценностей консервативной и либеральной позиции, католическа€ церковь "абсолютно запрещает стерилизацию, как средство, необратимо преп€тствующее деторождению". ќчевидна ее неприемлемость и дл€ православных устоев.
      ’ристианска€ ÷ерковь, как православна€, так и католическа€ - это социальные организации, объедин€ющие людей, по сути дела, во всех регионах мира. “ем не менее она безоговорочно отдает приоритет индивидуальному выбору супружеской пары ее репродуктивных прав, осужда€ любые меры организационного контрол€ под знаком любой "благой" идеи, будь то "оздоровление нации" или "благополучие человечества".

ћетки:  



nadezhdasherash   обратитьс€ по имени —реда, 14 Ќо€бр€ 2012 г. 11:41 (ссылка)
ѕо данным медицинской статистики, несмотр€ на большой выбор средств контрацепции, в –оссии до сих пор остаетс€ высоким процент абортов. Ќегативное отношение женщин к противозачаточным средствам определ€етс€ распространением мифов о вреде их применени€. Ќа пресс-конференции Ђ–епродуктивное здоровье российских женщин: новые подходы к решению актуальной проблемы медицины и обществаї ¬ера Ќиколаевна ѕрилепска€, д.м.н., профессор, заслуженный де€тель науки –‘, зам. директора ‘√Ѕ” ЂЌаучный центр јкушерства, гинекологии и перинатологии им. академика ¬.».  улаковаї высказалась о значимости и эффективности применени€ современных комбинированных оральных контрацептивов ( ќ ) нового поколени€ http://goo.gl/KCybu
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку