Психогенные факторы лежат в основе многих заболеваний ребенка |
Если у ребенка нет проблем со стороны нервной системы, необходимость в посещении невролога возникает только перед проведением профилактической вакцинации — в возрасте 3-х месяцев, а затем — уже во втором полугодии жизни. При неврологической патологии, возникшей внутриутробно или в период родов (хроническая внутриутробная гипоксия плода, ишемическое поражение ЦНС, асфиксия в родах и т.д.), консультация невролога требуется уже на первом месяце жизни малыша. Дальнейшее наблюдение и кратность осмотров определяются в зависимости от состояния ребенка и адекватности его психомоторного развития.
Поводом для обращения к неврологу на первом году жизни малыша могут послужить следующие симптомы: повышенная возбудимость, проблемы со сном; если при опоре «на цыпочки» или стопу ребенок поджимает пальчики; в том случае, если при повышении температуры тела возникают подергивания, судороги.
Речь начинает развиваться уже на первом году жизни ребенка. Голосовые реакции полностью появляются в период новорожденности. В возрасте 6-8 недель в ответ на обращение взрослого ребенок сам начинает произносить короткие звуки «э» и неинтонированные гласные.
В 2 месяца появляется лепет, а к 9 месяцам он насыщается новыми звуками и интонациями. В возрасте 3-4 месяцев формируется истинное, или певучее, гуление. К 5 месяцам дети начинают произносить сочетания губных и гласных звуков, таких как «ба-а-а», «ма-а-а», первые слоги «ба» или «ма». В возрасте 6-7 месяцев характерен уже активный лепет, который состоит из 4-5 слогов: ребенок копирует слоги, повторяет интонацию.
К 8-9 месяцам ребенок начинает ситуационно четко понимать обращенную речь и отвечать действием на словесную инструкцию. К 9 месяцам ребенок голосом может проявить реакции удовольствия или возмущения. К 11-12 месяцам жизни у ребенка в речи имеется 5-10 лепетных слов и формируется речевой сочетательный рефлекс на вид предмета. На этом заканчивается доречевой период и начинается развитие речи.
В возрасте 1 года ребенок произносит отдельные слова, а в период с 1 до 3 лет идет обогащение словарного запаса. К 2 годам уже появляются простые фразы, усложняется словарный запас — правда, он состоит преимущественно из существительных и глаголов.
Если трудности засыпания, частые беспричинные ночные и дневные пробуждения, поверхностный краткий сон, эпизоды ночных страхов, стереотипные движения во сне сочетаются с симптомами гиперактивности — двигательным беспокойством, выраженной эмоциональной лабильностью, повышенной рефлекторной возбудимостью, плаксивостью, раздражительностью, стоит обратиться к неврологу.
Возможность контролировать мочеиспускание днем наблюдается у 90% здоровых детей до 4-летнего возраста, а ночной контроль за мочеиспусканием формируется позднее: к 4-м годам у 75% детей, к 5 годам — у 80% детей. Поэтому о наличии у ребенка энуреза можно говорить только в тех случаях, когда малыш достиг возраста 4-5 лет и только при условии определенной кратности таких эпизодов в течение определенного периода времени.
Одним из диагностических критериев энуреза является непроизвольное или предусмотренное недержание мочи, которое случается не реже 1-2 раза в месяц у детей 7 лет и старше. В возникновении энуреза определенную роль играют психогенные факторы — эта проблема чаще встречается у робких, застенчивых, пугливых детей, после психотравмы, а также при дефектах воспитания, наследственной отягощенности, наличии органической церебральной дисфункции.
Деткам до года смотреть телевизор и даже присутствовать в комнате, где он работает, не рекомендуется вообще. Развивающие мультфильмы детям от года до двух можно смотреть на жидкокристаллическом или плазменном экране не более 5 минут в день. От 2 до 3 лет — не более 15 минут. От 3 до 5 лет — не более 30 минут в день. От 5 до 7 лет — около часа в день, но не более 3-4 раз в неделю. После 7 лет — около полутора часов в день.
Нарушение этих норм может привести к тому, что ребенок будет раздражительным, возбудимым, возможно возникновения головных болей и ухудшение сна. Что касается компьютера, то детям до 6 лет рекомендуется сидеть у экрана не более 10 минут в день, школьникам (2-5 классы) — до15 минут, старшеклассникам — не более 30 минут.
Перечисленные «вредные привычки» относятся к преимущественно невротическим расстройствам и определяются как «патологические привычки действия». Сосание пальца и языка (хейломания), стремление выдергивать волосы (трихотилломания) возникают у детей в результате фиксации определенных инстинктов, а также воздействия негативных психогенных факторов в виде чувства неудовлетворенности, эмоциональной напряженности, при жестком воспитании и недостатке любви родных, отсутствии ласкового эмоционального отношения родителей.
Вышеперечисленные симптомы также могут быть проявлениями депрессии у ребенка. Важно своевременное обращение к врачу и проведение комплексной терапии — медикаментозного психотерапевтического лечения и психологической коррекции.
Причин для развития головной боли у ребенка множество. Головная боль может быть как проявлением неврологической соматической патологии, так и психогенных заболеваний. Она может быть и следствием неправильной осанки, нарушения режима учебы, работы, сна, питания, снижения остроты зрения и т.д. Поэтому родители должны обращать внимание на эту проблему у ребенка, следить за режимом дня и питания и обязательно обследовать ребенка у доктора при возникновении головных болей.
Синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одна из наиболее распространенных форм хронических нарушений поведения в детском возрасте. В отличие от просто очень подвижных, любознательных и энергичных здоровых сверстников, гиперактивный ребенок, вне зависимости от сложившихся обстоятельств, обстановки, ведет себя одинаково — бегает, бесконечно задает вопросы, не слушает ответы, перебивает других. На такого ребенка не влияют ни уговоры, ни просьбы, ни попытки отвлечь или переключить внимание. У него не сформирован механизм самоконтроля поведения.
Только комплексное лечение, с включением методов модификации поведения, психотерапии, психолого-педагогической коррекции. Важно, чтобы родственники ребенка понимали, что проступки ребенка, его плохая успеваемость, его разрушительное поведение не являются умышленным, это — следствие патологических нарушений.
Важно поддерживать добрую и спокойную обстановку в семье, не предъявлять к ребенку завышенные требования, но и не проявлять чрезмерной жалости, которая может усугубить чувство вседозволенности.
Особое место в лечении СДВГ занимает медикаментозная терапия по индивидуальным показаниям и с индивидуальным подбором адекватных препаратов и доз.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |