-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ula2585

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 15218

¬ысокое значение ¬инни-ѕуха

„етверг, 02 ‘еврал€ 2012 г. 01:11 + в цитатник

¬ернутьс€ в мир детства, вновь пережить встречу со сказкой возможно и взрослому человеку. Ёто путешествие совершаетс€ благодар€ литературе.  ниги, те самые лучшие в мире книги с картинками, что читали нам вслух родители, теперь застав€т вспомнить о самом сокровенном. ѕо вечерам, когда на город опускаетс€ тЄмно-син€€ ночь, приходит врем€ заново читать сказки.


¬ семидес€тые-восьмидес€тые годы двадцатого века существовал такой зан€тный феномен: любовь к детской литературе вовсе не детей. ѕочтенные бородачи, туристы и научные сотрудники с упоением распевали про то, как «Єжик резиновый шЄл и насвистывал дырочкой в правом боку». Ќедавно € слушала в записи фрагмент концерта —ерге€ и “ать€ны Ќикитиных в одном из московских институтов. «ал в семьсот человек дружно подхватывал припев: «—пл€шем, ѕеги, спл€шем!» — а —ергей Ќикитин пр€мо на этом концерте рассказывал, что текст этой песни про то, что у ѕеги был весЄлый гусь, смешной щенок и умный козЄл, какое-то туристское братство продолжило ещЄ сорока куплетами про жирафа, пингвина и так далее.

ћожно, конечно, навыдумывать что-нибудь про то, что во врем€ засто€ люди были ограничены в инициативе, получали прожиточный минимум от государства и могли позволить себе беззаботный инфантилизм, но в таком ключе размышл€ть не хочетс€.

Ёто было врем€, когда многим искусство замен€ло веру. ћы были самой читающей нацией в мире ещЄ и потому, что серьЄзный роман всЄ же как-то питал душу, зи€ющий провал безбожи€ заполн€ли поэты и писатели. Ќо в любви, скажем, к јхматовой или Ўекспиру есть нека€ значительность, нека€ величавость, а вот если дружно всем вместе запеть про то, что у ѕеги был весЄлый гусь, то получитс€ тЄплое, уютное «юродство», столь отличное и от величавости, и от нагр€нувшего бесконечно унылого Єрничества посмодернизма.

“огда же детское кино становилось событием и дл€ взрослых. я из тех многих, кто гор€чо любит фильмы –олана Ѕыкова.  винтэссенци€ его кино — это не «„учело» и даже не «¬нимание, черепаха», а «јвтомобиль, скрипка и собака  л€кса», вышедший на экраны в 1974 году.  акой праздник, какое зрелище, какое чувство защищЄнности и укутанности в любовь!

» знаменитый «®жик в тумане» Ќорштейна, как и сказки  озлова, по одной из которых он сн€т, тоже из этого времени. ƒл€ кого сказки  озлова — дл€ детей или дл€ взрослых? ј истории “уве янссон о муми-тролл€х — это насто€ща€ психологическа€ проза. ≈Є ’емули и ‘илифьонки, ћумлы и ћуми-мамы — отчЄтливо выписанные психологические типы.

¬ насто€щем хорошем искусстве дл€ детей есть две основополагающие черты: приключени€ и безоговорочна€ победа добра. » вот в силу этой стихии добра детска€ литература берЄт на себ€ функции покинувшей нас застольной песни. ¬ данном случае € имею в виду не истории о том, как в степи глухой умирал €мщик, хот€ и это хорошо. я имею в виду присущие всему человечеству песни, выражающие радость, вс€кие застольные «ого-го-го», когда можно петь, припав к плечу соседа и раскачива€сь вместе с ним.

¬ нынешнем многообразии субкультур есть люди, сохран€ющие фольклорные традиции в быту, есть горожане, которые ещЄ поют, собира€сь вместе, но, согласитесь, это капл€ в море.

≈сли в семидес€тые годы радость искусства дл€ детей противосто€ла фальши официоза, то сегодн€ она противостоит, мне кажетс€, несомому —ћ» примитиву и пошлости развлечений.

» ещЄ одно, без сомнени€, очень важное свойство есть у детской литературы: она объедин€ет поколени€, разламывает разобщЄнность людей. „то объедин€ет, к примеру, юного любител€ рэпа с его бабушкой? ’отелось бы, чтобы всех объедин€ли, во-первых, вера, а во-вторых, ƒостоевский и –ахманинов. Ќо, боюсь, что весьма часто их объедин€ют только «¬инни-ѕух» и «“араканище», которые были в жизни внука однажды, а в жизни бабушки уже трижды.

ќставим до другого раза возможные справедливые сетовани€ по этому поводу. ѕродолжим разговор о высоком значении ¬инни-ѕуха, которого хорошо не только смотреть, а именно читать ребЄнку и взрослому, прижавшись друг к другу. ќсобенно хорошо, когда холод и ранние сумерки за окном превращают тепло в уют.  ак отрадно там, внутри комнаты, наполненной медовым светом, читать откровени€ —овы, котора€ объ€сн€ет ѕуху, что «засада — это что-то вроде сюрприза» и многие другие замечательные вещи.

ј папа не просто покупает «ѕриключени€  арика и ¬али», а встречаетс€ с этой книжкой, как со старым другом, и сын, получивший к –ождеству такой подарок, не знает, что папа дарит ему в придачу и своЄ детство, и молодую бабушку, котора€, в те поры ещЄ вовсе не бабушка, читала с ним об этих приключени€х.

я начала со странной любви взрослых к детской литературе, но она всЄ же действительно странна€, если любить еЄ без детей. Ёта высококлассна€ и первосортна€ литература удивительна и уникальна тем, что она приносит взрослому самую что ни на есть насто€щую радость, но всЄ-таки тогда, когда он читает еЄ не себе. ¬зрослый оказываетс€ между миром хорошей книги и миром ребЄнка, у которого нам всегда есть чему поучитьс€. я далека от идей –уссо об изначальной неиспорченности человека, но вот два факта, совсем недавних, свидетельствующих о том, как видит мир четырЄхлетний мальчик.

— ћама, купи мне медаль.

— ћедаль нельз€ купить, еЄ надо заслужить.   примеру, медаль дают тем, кто доблестно сражалс€.

ƒолгое молчание и недоумЄнные тихие размышлени€ вслух:

— — кем тут сражатьс€? «десь же нет драконов.

»ли друга€ истори€ про того же мальчика. —мотрел он в мультфильме сцену рыцарского турнира, за которым наблюдала прекрасна€ дама, и тихонько прокомментировал:

— Ќе нравитс€ мне, что они никак не подел€т жену.

ћир ребЄнка добрее и правильнее нашего, и дети оказываютс€ правы в главном. ƒети не вер€т в смерть — а разве нет вечности? ƒети вер€т в сказки — а разве жизнь не чудесна? ƒети чувствуют себ€ защищЄнными — а разве нет √оспода?

ƒетска€ литература и общение с детьми раскапывают нас из-под завалов обыденности, потому что наше детство никуда от нас не делось, в нас живы все наши возрасты, а взрослость — это только чувство ответственности и, пожалуй, способность про€вл€ть инициативу. √лубокую гениальную клоунаду ¬€чеслава ѕолунина, его «—нежное шоу» можно привлечь в качестве красноречивого примера нашего вечного детства. ’орошо, что в интернете есть это шоу, представл€ющее собой блистательное воплощение в другом искусстве того, что в литературе называетс€ темой маленького человека. “олько в записи очень урезан финал, а € помню свой восторг, когда мы более двадцати минут кидались огромными, медленно плывущими разноцветными м€чами. я была счастлива ничуть не меньше дочери и плем€нницы.

ƒети необходимее нам дл€ нашей радости, чем может показатьс€ спешащему, тусующемус€, делающему карьеру индивиду. Ќо они необходимы не в том смысле, что и у мен€ младенец в оборочках, € и таким образом самоутвердилс€. Ќам нужны и дети, и внуки, и крестники, и плем€нники, и соседские дети, и дети друзей, и сироты, которым кто-то отдаст всю жизнь, а кто-то сможет хот€ бы час. Ќам нужны праздники, кукольные театры и домашние спектакли. Ќам нужна полнота радости, невозможна€ без детей, без их книжек, их песен, их трогательной наивности, их восторгов. »менно с ними мы можем пл€сать и скакать (а не битьс€ в дискотечных конвульси€х), мы можем радоватьс€ взахлЄб и радостно выкрикивать: «јх, до чего жизнь хороша! —пл€шем, ѕеги, спл€шем!»

–убрики:  психологи€
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Ќатали€_√ладовска€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 ‘еврал€ 2012 г. 05:42 (ссылка)
ЌасчЄт "—пл€шем, ѕегги".  огда Ќикитин пел эту песенку во вс€ких Ќ»», он подставл€л туда совсем недетские куплеты. „асто в них были намЄки на какие-то политические событи€ того времени. “о, что и нужно ћЌ—ам. )
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку