-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ula2585

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2010
«аписей: 4801
 омментариев: 8613
Ќаписано: 15710



ќб иконе "“роица"

¬оскресенье, 23 »юн€ 2013 г. 10:09 + в цитатник

¬≈“’ќ«ј¬≈“Ќјя “–ќ»÷ј

Ќа некоторых иконах —в€та€ “роица изображена в виде трех ангелов. “акое изображение основано на библейском повествовании о том, как Ѕог €вилс€ к праотцу јврааму в виде трех странников. јвраам любил принимать странников. ѕоклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепитьс€ пищей. ќдин из странников сказал јврааму, что через год его жена —арра родит сына. јврааму в то врем€ было 99 лет, а —арре — 89 лет. —арра, сто€вша€ сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассме€лась про себ€. Ќо странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “≈сть ли что трудное дл€ √оспода?”. » тогда праведный јвраам пон€л, что под видом трех странников его посетил —ам Ѕог.

—в€та€ “роица изображаетс€ в виде трех ангелов, сид€щих под деревом. Ќа столе перед ними — угощение, предложенное јвраамом, который стоит р€дом. —арра находитс€ либо тут же, вместе с јвраамом, предсто€ перед —в€той “роицей, либо в шатре. 

   Ќа иконе же, написанной јндреем –ублевым, изображены только три ангела.

 

 

“роица Ќовозаветна€

Ќќ¬ќ«ј¬≈“Ќјя “–ќ»÷ј

 

¬стречаютс€ и другие иконы —в€той “роицы, на которых Ѕог ќтец изображен в виде —тарца. ¬ нимбе над ≈го головой те же буквы, которые пишутс€ в нимбе —пасител€, означающие, как говорилось выше, “—ущий”, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным.
            »исус ’ристос восседает р€дом с Ѕогом ќтцом. ¬ правой руке —паситель держит раскрытое ≈вангелие, в левой — орудие нашего —пасени€ —  рест. Ѕог ƒух —в€той изображен в виде голуб€, пар€щего над Ќими. Ѕог —в€той ƒух изображаетс€ в виде голуб€, потому что ќн €вил —еб€ при  рещении —пасител€. 

 

ќ“≈„≈—“¬ќ

—уществуют и иконы —в€той “роицы, где у Ѕога ќтца, изображенного —тарцем, на колен€х сидит —пас-Ёммануил, то есть —паситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Ќад ними, как и на иконе “Ќовозаветной “роицы”, — —в€той ƒух в виде голуб€. “акое изображение называетс€ “ќтечество”.

Ёто и предыдущее изображени€ —в€той “роицы, строго говор€, неканонические, хот€ встречаютс€ нередко.

»коны —пасител€, за исключением Ќерукотворного ќбраза, не имеют особых названий. —паситель изображаетс€ иногда в виде ÷ар€, сид€щего на троне, и почитаетс€, как образ √оспода

Ћица —в€той “роицы, восседающим р€дом с Ѕогом ќтцом, т.н. "Ќовозаветна€ “роица". Ќекоторые изображени€ –асп€того ’риста имеют реалистический характер, отража€ ≈го физические и душевные страдани€; другие же писались в условной манере: чертам —пасител€ предано выражение серьезного спокойстви€ и величи€. ћосковский —обор 1667 г. осудил какие-либо изображени€ Ѕога-ќтца. ќснованием дл€ постановлени€ —обора 1667 г. послужили —в€щенное ѕисание и —в€щенное ѕредание. "Ѕога не видел никто никогда, - говорит евангелист »оанн, - единородный —ын, —ущий в недре ќтчем, ќн €вил" (»н. 1:18; 1 »н. 4:12). —едьмой ¬селенский —обор счел возможным разрешить изображение —ына Ѕожьего именно потому, что ќн, "прин€в образ раба, сделалс€ подобным человекам и по виду стал как человек" (‘ил. 2:7) и, благодар€ этому, стал доступен чувственному созерцанию. „то же касаетс€ сущности Ѕожией, вне раскрыти€ ее в Ћичности Ѕогочеловека, то она остаетс€ сокрытой и недоступной не только дл€ зрени€, но и дл€ разума, ибо Ѕог - “от,  оторый "обитает в неприступном свете,  оторого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 “им. 6:16). √осподь по —воей беспредельной любви к падшим люд€м, пошел навстречу извечной жажде увидеть ≈го или, по крайне мере, чувственно восприн€ть ≈го. ќн "отдал —ына —воего единородного, дабы вс€кий верующий в Ќего не погиб, но имел жизнь вечную" (»н. 3:16), и совершилась "велика€ благочести€ тайна: Ѕог €вилс€ в плоти" (1 “им. 3:16). “ем самым недоступный Ѕог, в Ћице —ына и —лова Ѕожьего, ¬торого Ћица —в€той “роицы, стал „еловеком, доступным дл€ зрени€, слуха, ос€зани€ и, как это утвердила ÷ерковь на своем 7-ом —оборе, также доступным изображению. ѕодобным образом и символическое изображение ƒуха —в€того в виде голуб€ имеет библейское основание, ибо при крещении —пасител€ ќн сошел на Ќего в виде голуб€. “акое изображение ƒуха —в€того канонично, как и изображение ≈го в виде огненных €зыков, сход€щих на апостолов. ’от€ ћосковский —обор не разрешил изображение √оспода —аваофа, однако это запрещение было предано забвению и ≈го стали изображать в виде "¬етхого дн€ми" (т.е. —тарца) на иконах "Ќовозаветной “роицы" »с. 6:1-2; ƒан. 7:9-13;ќткр. 5:11). Ќа православном ¬остоке встречаютс€ иконы "¬етхозаветной “роицы, « где изображено €вление Ѕога јврааму в виде трех странников. “акое изображение вполне канонично: Ѕогу было угодно €вить —еб€ в этом образе, имевшем глубокое символическое значение, и, не претендующем на реалистическое отражение Ћичности. Ёта икона имеет с древних времен распространение, как на православном “роица¬остоке, так и в –оссии.

¬ “реть€ковской галерее хранитс€ и самое прославленное произведение јндре€ –ублева - знаменита€ «“роица». —озданна€ в расцвете творческих сил, икона €вл€етс€ вершиной в искусстве художника.

      ¬о времена јндре€ –ублева тема “роицы, воплощавша€ идею триединого божества (ќтца, —ына и —в€того ƒуха), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласи€, взаимной любви и смирени€, готовности принести себ€ в жертву ради общего блага. —ергий –адонежский основал недалеко от ћосквы монастырь с главным храмом во им€ “роицы, твердо веру€, что «взиранием на св€тую “роицу побеждалс€ страх перед ненавистной рознью мира сего».

      ѕреподобный —ергий –адонежский, под вли€нием идей которого сформировалось мировоззрение јндре€ –ублева, был выдающейс€ личностью своего времени. ќн ратовал за преодоление междоусобиц, де€тельно участвовал в политической жизни ћосквы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших кн€зей, содействовал объединению русских земель вокруг ћосквы. ќсобой заслугой —ерги€ –адонежского было его участие в подготовке  уликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал ƒмитрию ƒонскому, укрепл€л в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед  уликовской битвой.

      Ћичность —ерги€ –адонежского обладала особым авторитетом дл€ современников, на его иде€х было воспитано поколение людей эпохи  уликовской битвы, и јндрей –ублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

      ¬ двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавл€ема€ јндреем –ублевым и ƒаниилом „ерным, украсила иконами и фресками “роицкий собор в монастыре преподобного —ерги€, возведенный над его гробом. ¬ состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «“роица», помещенна€ по традиции в нижнем (местном) р€ду с правой стороны от ÷арских врат. —уществует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыр€ Ќикон поручил јндрею –ублеву «образ написати пресв€ты€ “роицы в похвалу отцу своему св€тому —ергию».

      ¬ основе сюжета «“роицы» лежит библейский рассказ о €влении праведному јврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. јвраам с женою —аррой угощали пришельцев под сенью ћамврийского дуба, и јврааму дано было пон€ть, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. »здавна существует несколько вариантов изображени€ “роицы, иногда с подробност€ми застоль€ и эпизодами заклани€ тельца и печени€ хлеба (в собрании галереи это иконы “роицы XIV века из –остова ¬еликого и XV века из ѕскова).

      ¬ рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состо€нии. ќни изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическа€ чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть ’риста. —мысл этого изображени€ - жертвенна€ любовь.

      Ћевый ангел, означающий Ѕога-ќтца, правой рукой благословл€ет чашу. —редний ангел (—ын), изображенный в евангельских одеждах »исуса ’риста, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Ѕога-ќтца и готовность принести себ€ в жертву во им€ любви к люд€м. ∆ест правого ангела (—в€того ƒуха) завершает символическое собеседование ќтца и —ына, утвержда€ высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. “аким образом, изображение ¬етхозаветной “роицы (то есть с подробност€ми сюжета из ¬етхого «авета) превращаетс€ в образ ≈вхаристии (Ѕлагой жертвы), символически воспроизвод€щей смысл евангельской “айной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью ’риста). »сследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписываетс€ изображение. ¬ круге вид€т отражение идеи ¬селенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. ѕри постижении содержани€ «“роицы» важно пон€ть его многогранность. —имволика и многозначность образов «“роицы» восход€т к древнейшим временам. ” большинства народов такие пон€ти€ (и изображени€), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. √лубина осведомленности јндре€ –ублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную дл€ тогдашнего просвещенного общества и, в частности, дл€ веро€тного окружени€ художника.

      —имволика «“роицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. —реди них важнейшее значение имеет цвет. “ак как созерцаемое божество €вл€ло собой картину райского горнего мира, художник с помощью красок стремилс€ передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюс€ земному взору. ∆ивопись јндре€ –ублева, особенно «венигородского чина, отличают особа€ чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность си€ни€. —вет излучают не только золотые фоны, орнаментальные разделки и ассисты, но и нежна€ плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-€сные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. —имволичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого рублевским голубцом.

–убрики:  позновательно
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку