Так считал Самуил Маршак, просто не представляя себе елку без золоченого ореха, как украшения и повода для радости.
Задолго до написания этих строк бедный Ванька Жуков просил деда: "Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки".
Елку всегда украшали золочеными орехами. Во-первых, такой орех – сам по себе готовая елочная игрушка. Бери любой, подкрась или оберни в фольгу! А во-вторых – это ли не настоящее чудо, да еще своими руками – орехи, да еще и на елке. Такое может случиться только в волшебные зимние дни.
Он тут же нашелся на елочных ветвях, готовенький, бери его, Мари, да твори чудеса!
А если подумать, то и
Кракатук в ореховом смысле не так уж важен в этой сказке. Ведь не будь не елке "орехового урожая" вдоволь на весь праздник и последующие веселые посленовогодние деньки, не было бы нужды и в самом Щелкунчике. И в последующей его волшебной истории. И плакал бы Петр Ильич. А уж мы – тем более.
Мистические свойства ореха очень много использовались и в мантике. Средневековые европейцы
гадали на орехах в ночь перед Рождеством. Приемы "деревенской" мантики, как и сами сельские жители, были незатейливы. Глава семьи наугад доставал откуда-нибудь орех и раскалывал его. Пустой орех предвещал семье голодный год, болезни и несчастья; полный, соответственно, — богатый урожай, отменное здоровье и полное всестороннее благополучие.
После веселых праздников золотые чудеса можно срывать с елки. Можно попробовать найти в орехе…что там белка добывала в "Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди"? Драгоценные украшения. Или хотя бы загадать драгоценные желания.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд; |
Говорят, что белка, которая разгрызает орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами, – это не что иное, как поэтическая метафора, – она означает гром и молнию – аллегорическое поклонение верховному божеству Перуну – вершителю судеб человеческих.
А что значит новогодний золотой орешек? В
верованиях многих народов существовали обряды и обычаи, сопровождавшиеся разбрасыванием орехов, ответственных за плодородие. Древние римляне, желая обеспечить богатый урожай, "удобряли" поля орехами во время празднования цереалий. Правда, это происходило не на наш или китайский Новый год, а 19 апреля.
Славяне осыпали орехами счастливых новобрачных, чтобы брак их стал плодотворным, а незамужние девушки складывали орехи в свои сундучки, чтобы наколдовать накопление приданого.