-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ula2585

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 15714



јрабские поэтессы кайны: рабыни, покор€вшие великих халифов

„етверг, 12 Ќо€бр€ 2020 г. 21:55 + в цитатник

 роме пор€дочных женщин и проституток долгие столети€ был известен третий, особый вид дам — куртизанки. ¬ ≈вропе они вызывали восхищение, ненависть или зависть и могли подн€тьс€ настолько высоко, что вершили судьбы королевств. ¬ исламском мире все было иначе — арабские куртизанки, кайны, были не более чем вещами своего господина, ценными, но лишенными каких-либо прав.

 айны арабского ¬остока были самыми насто€щими рабын€ми. »х выращивали с детства, отбира€ самых красивых девочек среди рожденных рабын€ми или пленных и обуча€ хорошим манерам, основам поэзии и игре на музыкальных инструментах.

 

Ѕольша€ часть кайн оказывалась собственностью хоз€ев трактиров и посто€лых дворов, где они всю жизнь были вынуждены развлекать гостей и посто€льцев, но самые красивые и талантливые попадали к почтенным мужчинам и вливались в активную светскую жизнь.

јрабские мужчины собирали дома маджлисы, которые были аналогами европейских салонов с участием художников, ученых и литераторов. —огласно правилам, «честных женщин» там быть не могло. Ќет, все проходило очень пристойно просто таким были и остаютс€ законы ислама. ј вот кайны могли беспреп€тственно находитьс€ в компании чужих мужчин.

Ќа маджлисах уважаемые мужи бесконечно долго пили чай или щербет и обсуждали самые различные вопросы.  айны играли им на музыкальных инструментах и декламировали стихи и поэмы, в основном своего собственного сочинени€, чтобы те не заскучали.  роме этого, красивые невольницы сами могли умело вв€затьс€ в беседу и превратить ее в интересную дискуссию, что очень ценилось среди элиты.

 огда кайна старела и тер€ла свою красоту, она становилась бесполезной и могла быть лишь наставницей дл€ юных рабынь. ѕоэтому рабыни изо всех сил старались найти себе солидного любовника, который захочет выкупить ее у хоз€ина и если не возьмет замуж, то, по крайней мере, сделает любимой наложницей. »ногда, в поисках суженного, кайны мен€ли мужчин каждую ночь, но бывало и так, что старались завоевать симпатию одного мужчины и вс€чески ему угождали на маджлисах.

≈сли кайна рожала своему хоз€ину ребенка, то тот уже не мог выкинуть ее за ненадобностью на улицу и был об€зан содержать до конца дней. –азумеетс€, из-за такого образа жизни и требовани€ ходить с открытым лицом, кайн считали бесстыжими и недостойными женщинами. Ќо были среди них и те, кто несмотр€ на репутацию вошли в историю и стали насто€щими легендами.

 айна —акан

Ёта кайна — единственна€, пам€ть которой сохранилась не только благодар€ красоте и талантам, но и по причине неверо€тной преданности и любви к хоз€ину. —акан имела м€гкий, покладистый характер, что девушек ее круга считалось серьезным недостатком. јрабские мужчины любили дерзких, ироничных кайн, которые едко высмеивали присутствующих и не бо€лись вступать в самые жаркие дискуссии.

—акан была попул€рна лишь из-за того, что хорошо пела и сочин€ла поэмы, а ее хоз€ин — мыслитель ћахмуд аль-¬аррак, очень хорошо к ней относилс€.   сожалению, и без того не слишком богатый философ разорилс€ и ему стало не до маджлисов с гост€ми.

„тобы помочь своему хоз€ину, —акан решилась на неверо€тный дл€ кайны поступок — она написала халифу аль-ћутасиму, который часто бывал в гост€х у аль-¬аррака, письмо, в котором просила выкупить ее. “акое послание мог отправить мужчина, но никак не сама кайна, поэтому халиф лишь рассме€лс€ над утратившей достоинство женщиной и порвал ее послание.

Ќо хуже всего было то, что истори€ о злополучном письме стала досто€нием общественности и над —акан сме€лись на всех перекрестках и базарах. „тобы исправить ситуацию, кайна написала прекрасную поэму-касыду, котора€ была призвана напомнить всем вокруг, что —акан была и остаетс€ одной из лучших поэтесс своего времени.

 аноны стихосложени€ требовали, чтобы в начале касыды автор обращалс€ к халифу с витиеватой похвалой.  айна отступила от этого правила, написав о халифе в третьем лице, отстраненно. ”же это можно было считать неслыханной дерзостью, но —акан пошла еще дальше и сделала героем поэмы Ѕабека, казненного за восстание против халифа.

ѕоэма вызвала такой резонанс в обществе, что за ее обсуждени€ми все забыли о том, как унизилась кайна перед халифом незадолго до этого. ћожно сказать, что талантлива€ женщина достигла своей цели и отвлекла всех от своего позора, заставив говорить о несомненных талантах.

Ќо ћахмуд аль-¬аррак все равно решил продать свою кайну, так как обнищал настолько, что не мог ее прокормить. „тобы его любимица не голодала, он нашел покупател€, который, по его мнению, станет добрым хоз€ином.  онечно, аль-¬аррак мог бы и просто дать девушке свободу, но это означало бы бросить ее на произвол судьбы и обречь на брод€жничество, а на это мыслитель пойти не мог.

Ќо все пошло не так, как задумал ћахмуд аль-¬аррак.  огда покупатель пришел дл€ совершени€ сделки и положил перед хоз€ином кайны деньги, —акан покл€лась, что готова терпеть любые лишени€, лишь бы с ним не расставатьс€. –ечь ее была так гор€ч€, что задела покупател€ за живое и он ушел, оставив аль-¬арраку деньги. ћахмуд был так растроган поступком рабыни, что в тот же день дал ей свободу и вз€л в жены.

 айна јриб

 айна јриб была дочерью визир€ и рабыни, которую отец без малейших угрызений совести продал чужому человеку. ƒевушка отличалась острым умом, строптивостью и гордостью.   тому же она была воспитана рабыней христианкой, что наложило отпечаток на ее мировоззрение.

јриб отлично пела и танцевала, владела несколькими музыкальными инструментами, писала стихи и заправски играла в нарды.  роме этого, она отлично ездила верхом и обладала множеством других, интересных, хот€ и не слишком нужных кайне умений.

¬ юности кайна влюбилась в голубоглазого красавца-бедуина и сбежала с ним от хоз€ина. √орю осиротевшего мужчины не было предела, а его сын так расстроилс€, что написал поэму с историей любви и побега. Ќо увлечение јриб оказалось мимолетным — она быстро разочаровалась в своем избраннике и оставила его. ¬скоре девушку поймали и вернули владельцу, который на радост€х простил ей дерзкий поступок.

 айна была неверо€тно красива и умна, поэтому ею обладали несколько правителей. —начала с таким предложением к хоз€ину јриб пришел халиф аль-јмин, но сделка не состо€лась из-за его скорой смерти. ѕосле этого ее приобрел следующий халиф — аль-ћамун, а потом она стала собственностью халифа аль-ћутасима, того самого, который оскорбил —акан. Ётот правитель, выкупив јриб за большие деньги, даровал ей свободу.

∆енщина не изменила своим привычкам и также продолжала вести беспутный образ жизни. ќна сама начала собирать маджлисы и выбирала себ€ на них любовников, которых мен€ла едва ли не ежедневно. «арабатывать бывшей кайне удавалось сочинением песен на заказ, а кроме этого у јриб по€вились вли€тельные поклонники, баловавшие ее подарками и деньгами.

¬ доме јриб часто собирались знатные мужчины дл€ бесед на политические темы и многие историки считают, что мнение женщины высоко ценилось в их кругу. ¬сего за свою жизнь јриб успела побывать любовницей семи халифов, а также побывать в глубоко порочной по меркам ислама св€зи с поэтессой ”лайей, которую называла счастьем всей жизни. ∆изнь прожила красавица јриб ни о чем не жале€, и умерла в 96 лет от старости в тепле и достатке.

 айна ‘арида

»стори€ жизни кайны ‘ариды очень коротка и трагична. ƒевушка считалась лучшей певицей своего времени и была очень красива. ѕоэтому ее и выкупил у хоз€ина халиф аль-¬асик — жестокий и надменный самодур. ¬о врем€ одной из встреч халиф был не в настроении и ударил поющую кайну ногой в грудь, повалив ее на пол и сломав инструмент.

√овор€т, что сделал это немолодой уже правитель из-за того, что ему в голову пришла мысль о том, что после его смерти ‘арида будет услаждать чей-то глаз и слух. Ётот случай настолько поразил кайну, что после смерти аль-¬асика она отказывалась петь и вырывала струны инструментов, которые ей давали в руки. «аставл€€ ‘ариду петь, новый хоз€ин забил ее насмерть плетьми.

 айна »нан

 айна по имени »нан вошла в историю арабского мира как сама€ остроумна€. ƒевушка была наполовину испанкой и ей передалась гордость и своенравность этого народа. »нан считалась одной из лучших поэтесс своего времени, а кроме того, без стеснени€ критиковала чужие поэмы. »з-за этого маджлисы с кайной были очень попул€рны и собирали поэтов и любителей гор€чих дискуссий.

»стори€ сохранила переписку »нан с известным поэтом јбу Ќувасом — оппоненты так зло и изысканно оскорбл€ли друг друга, что за их перепалкой следили сотни «болельщиков» с обеих сторон. ќдной из непри€тных дл€ мужчин особенностей кайны было то, что она любила выставл€ть их посмешищем в едких эпиграммах после ночи любви.

“ак как любовников »нан мен€ла очень часто, у нее было немало врагов с у€звленным самолюбием. Ќо девушка была так хороша, что поток желающих провести с ней врем€ не исс€кал никогда. ќдним из поклонников кайны был халиф ’арун ар-–ашид, известный нам по арабским сказкам. »нан наде€лась, что правитель выкупит ее у хоз€ина, но щедрый и расточительный в легендах, в жизни правитель был скуповат и цена рабыни казалась ему высокой.

–убрики:  разное
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку